КРИ-2009: было и прошло.

КРИ-2009 прошла в негромкой, фактически домашней обстановке. Мирно, нормально, под знаком кризиса. Если не останавливаться на нелепых историях и диких слухах типа «на следующий день выставки кто-то кому-то пробовал дать по лицу» (в итоге, у нас не колонка светской хроники; к тому же на судьбы российского игростроя это не воздействует совсем) — описание КРИ’09 укладывается в два слова: «ВСЕ Не хорошо».

Ну, в общем, да. Не хорошо. И не смотря на то, что организаторы выставки гордо назвали ее «антиКРИзисной», где-то за кулисами раздалось значительно более меткое определение: «нановыставка».

Нановыставка и имеется. Взор снаружи

Совсем снаружи ничего необычного видно не было — та же гостиница «Космос», те же люди стоят под навесом и курят… ну, либо .

В человек, посмотревший, натурально, с улицы (ну мало ли — на разработчиков взглянуть, с женщинами костюмированными сфотографироваться) приобретал сходу два сюрприза. Первый — это цена билета в 6000 рублей; антикризисно? Ну, как бы это помягче… Другими словами ясно, что выставка совсем не для игроков-подростков (для них отдельная выставка существует, Игромир) — но не так же?

Уникальный файл

Уникальный файл

Второй момент, притягивавший взгляд каждого визитёра — ярко-желтый стенд 1С. Другими словами он на каждой выставке прекрасно заметен — громадный ярко-желтый стенд с ярко-красными надписями и различными в том месте продюсерами и разработчиками в форменных желтых майках. Жидкокристалические панели метра на три-четыре в высоту, ролики, трейлеры, костюмированные женщины различной степени раздетости…

Ничего этого на КРИ’09 не наблюдалось. Наблюдался же стенд три на три метра, три компьютера, один стенд с Xbox 360 и еще один с PSP. Нет, само собой разумеется, была у 1С помещение, где показывали — тем же журналистам — игры, но если сравнивать с обычным стендом той же 1С хотя бы годичной давности… Мини-выставка, мини-стенд.

В действительности, само собой разумеется, «нано» — это сильное преувеличение (правильнее, преуменьшение), но слово уж больно на слуху.

Ничего неожиданного, снова же, 1С не продемонстрировала: многострадальные «Водители-дальнобойщики-3», экшен от оперуполномоченного Гоблина «Две сорванные башни» и несколько консольных проектов: «Ил-2: Штурмовик» и Majesty 2. С одной стороны, консольная версия IL-2: Birds of Prey (официальное наименование консольных предположений игры) была продемонстрирован еще в осеннюю пору прошлого года на ИГромире, с другой — он наподобие как в текущем году выходит на всех платформах, не считая Nintendo Wii (и не считая ПК, разумеется).

С версией для Xbox 360 связана одна весьма забавная неприятность: в Российской Федерации до сих пор не запущен сервис Xbox Live!, так что демо-версии и многопользовательские режимы русским пользователям, практически, недоступны (имеется, само собой разумеется, пути обхода — но они требуют совершения многих неочевидных телодвижений; локализованные игры, однако, выходят со штампиком «Многопользовательская игра: Xbox Live!»). Мы, само собой разумеется, не удержались и поинтересовались у представителей 1С, что они думают по этому поводу.

Ответ был честным и прямым: «Это не отечественная неприятность, сделать мы с этим ничего не можем. Мы не Микрософт! Игра будет издана в Российской Федерации на русском и с помощью Xbox Live.» Логично: не выкидывать же из-за таких мелочей самое увлекательное, что имеется в игре? Обладателей Playstation 3 это тем более никак не касается — Playstation Network не имеет ничего против России (если не считать некоторых злоупотребления и досадных глюков автоматическим переводом в описаниях).

А вот с Majesty 2 все куда занимательнее.

В случае если Ил-2 это все-таки местная разработка (оригинал — Maddox Games, консольная версия — Gajin Entertainment), то Majesty: The Fantasy Kingdom Sim игра изначально западная (в случае если правильнее — американская). Вышла 9 лет назад, в двухтысячном, и прекрасно запомнилась поклонникам стратегий. Не Heroes of Might and Magic, но все же. ПК-версия выглядит весьма здорово, но значительно более многообещающей смотрится версия для Nintendo DS.

Дело в том, что Majesty — игра весьма необыкновенная; игрок сооружает город и растит храбрецов, а храбрецы отправляются вершить подвиги самостоятельно — не смотря на то, что и не без помощи игрока. Ino-Co, разработчики Majesty 2, обещают выделить еще больше внимания воспитанию храбрецов… И одвременно с этим, в глубокой тайне (уже, но, в полной мере официально) компания Kranx Productions под управлением Андрея Кузьмина (он же KranK, он же — один из создателей и основной идейный вдохновитель «Вангеров») куется версия для… Ninendo DS.

Уникальный файл

На закрытии КРИ’09 обе предположения приобретают по призу: ПК-версия как лучшая стратегическая игра, DS-версия — как лучшая игра для портативных платформ. IL-2, со своей стороны, приобретает приз как лучшая консольная игра (не то, дабы выбор был очень богатым, но все же). «Дальнобойщикам-3» досталось звание «Лучший симулятор».

Всем сестрам — по ушам

Закрытие КРИ’09 и приуроченная к этому закрытию раздача премий по большому счету красиво завершила кризисную (либо, в случае если желаете, стабилизиционую) выставку. Выделила, понимаете, торжественность момента. В случае если на семинарах о том, как все у нас в игроиндустрии не хорошо, говорили хотя бы не через слово, и ужасный Кризис поминали не чаще, чем раз в 180 секунд, то на закрытии… На закрытии все было очевидным безотлагательно.

Источник изображений

Не смотря на то, что сама выставка ужалась раза в три, оставшиеся на закрытие участники чуть поместились в небольшой и страно холодный зал (хоть и май месяц, но погода как-то не помогала). Ведущий бодро шутил про кризис и про игры, люди, вручавшие люди и призы, эти призы приобретавшие, старались лишний раз данный самый кризис не поминать, как внезапно… Правильнее, как ВНЕЗАПНО! заявили номинацию «Лучший издатель-2008». Дмитрий Бурковский (до недавних пор — глава игрового подразделения в «Новом Диске», сейчас — начальник игрового издательства mail.ru) поднялся на сцену, ведущий назвал претендентов на хрустальную статуэтку…

Зал на несколько секунд стих. За титул лучшего издателя соревновались «1С Мультимедиа» и «Бука». Через несколько секунд аудитория взорвалась — аплодисменты, смех, какое-то нездоровое улюлюканье…

1С объединились с «Букой» еще в июле прошлого года (неофициальная версия: «1С приобрело «Буку»); в феврале этого года «1С Мультимедиа» антикризисно объединились с «Софт Клабом». Кто и за что взял в следствии приз (и как жюри в столь безжалостных условиях выбирало победителя) — решительно неясно. Кризис же!

Либо, в случае если желаете, антикризис.

Уникальный файл

Кризис либо трагедия?

Под таким многообещающим заглавием прошло одно из самых занимательных мероприятий КРИ—2009: круглый стол с русскими издателями. Выступавшие единогласно соглашались с тем, что кризис имеется, "деньги дорогие", рынок откатился на уровень прошлых неприбыльных лет (кто-то именовал 2004 год, кто-то вспоминал о пределе тысячелетий) — но звучали и более утешительные цифры. К примеру, представитель Astrum’а упомянул о росте на 20% в долларовом исчислении в месяц, Сергей Орловский (Nival) — о 37%, говорилось и о том, что рынок уже достиг дна и падать некуда, в первых рядах — неминуемый подъем…

Тема "очистительного влияния кризиса", кстати, повторялась на различные лады; столь же довольно часто звучали лишь упоминания о китайской разработке.

Увлекательна тут следующая закономерность: в рамках круглого стола по казуальным игрушкам слова "Китай уже приходит" звучали вовсе не празднично.

Наталья Матвеева (Realore): [Китайцы тратят на разработку] Не более 4х месяцев на игру от студии.

Русские разработчики начинают ориентироваться на те же цены и сроки — за счет понижения качества.
Павел Ряйконнен (Nevosoft): [У нас на игру уходит] около года и более 100 000$.
Игорь Бухман (Playrix): Ухудшать уровень качества мы не будем.

Одновременно с этим издатели классических игр подобный подход очевидно одобряли:
Astrum Entertainment: Нужно делать кальки с Китая.

Как с этим согласуется фраза, направленная разработчикам, — «Нужно делать громадные хорошие качественные игры», — не ясно.

Издатели обсуждали, как им защититься от больших зарубежных паблишеров наподобие EA:

Аструм: Если бы Perfect World сам пришел — мы бы все за голову держались.
Soft Club: Придут они к нам, некуда не убегут. ….

Major’ы не будут иметь права не находиться [на русском рынке]
Nival:10 cent’у нам нечего противопоставить.
И лишь представитель Нового Диска высказался не в общем трагичном ключе: «Не весьма ясно, от чего мы должны защищаться».

Уникальный файл

А защищаться издатели планировали от всего сходу. От зарубежных сотрудников, от Китая, от разработчиков, не осознающих веяний рынка…

Аструм: Разработчик — он кто по большому счету?

Уникальный файл

Ребятам с "Ярмарки проектов", похоже, не суждено отыскать себе издателей. Все заинтересованы в онлайне, мультиплатформенности и огромных бюджетах (звучали цифры и в 10, и в 50 млн. $). Игра, которую оценят как неподходящую, ни при каких обстоятельствах не выйдет — через чур страшно рисковать солидными суммами в наши дни, а на мелочи уже решили не размениваться. Итог легко угадать; через год заметим, чем аукнется подобное поведение.

Счастливчики

Но не все, не все на выставке смотрелись мрачными и покусанными кризисом. Во-первых, бодро смотрелась компания Nival. Ну, им по статусу положено — они не так долго осталось ждать «Аллоды Онлайн» запускают, тут уж без отличия — кризис, не кризис, держаться нужно с уверенностью.

К тому же Nival Online входит в состав холдинга Astrum Online Entertainment — а эта компания ощущала себя на выставке не просто с уверенностью — а, скорее, нагло. Складывалось чувство, что КРИ организована «Аструмом» и для «Аструма», а остальных так, разрешили войти потусоваться.

Уникальный файл

«Аструм» был везде — на стенах висели плакаты, в очень недвусмысленной форме призывавшие бросать все и идти трудиться в «Аструм»; участникам раздавали открытки с аструмовскими мотиваторами (либо, быть может, демотиваторами — узка и неуловима эта отличие).

У «Аструма» был самый комфортный и прикольный конференц-зал (согласно точки зрения сотрудников «Аструма», как минимум). «Аструм» публикует сетевые многопользовательские игры — как русские (те же «Аллоды Онлайн», так и китайские (Perfect World), разрабатывает браузерные игры («Территория») и по большому счету толком не игры («Дом-3»). «Аструм» всеяден и онлайнов. И до тех пор пока русский рынок совсем не захватят китайцы, «Аструм» будет главным игроком на рынках Восточной Европы (оптимистичное предсказание сотрудника «Аструма»).

Уникальный файл

Точно перед КРИ компания заявила о том, что в ее проектах зарегистрировано 20 миллионов пользователей. «Аструму» на закрытии досталась премия «Лучшая игра года», за, конечно, «Аллоды Онлайн». Приз зрительских симпатий достался — все правильно, «Аллодам».

Резюмируя: если вы не слышали о холдинге «Аструм Онлайн», то, вероятнее, вы просто не понимаете о том, что разработчик вашей любимой (вариант: нелюбимой) сетевой игры в данный холдинг входит.

В случае если, само собой разумеется, издателем вашей любимой игры есть не Blizzard (World of Warcraft) и не Electronic Arts (Warhammer Online: Время возмездия).

Уникальный файл

Но не только сетевой монстр был доволен судьбой и собой.

Бодро держались, к примеру, сотрудники Wargaming.net, разработчики игр с впечатляющими заглавиями типа Massive Assault и Galactic Assault. Но это в прошлом, на данный момент они готовы продемонстрировать России и миру новую игру, Order of War. Увидим, без слова Assault в заглавии. Но, wargaming.net — англичане, и делать им на КРИ особенно нечего. Но фактически игру разрабатывает компания «Гейм Стрим», из Белоруссии.

А вот издает Order of War не кто-нибудь, а компания Square Enix — та самая, которая Final Fantasy с первой по тринадцатую и нескончаемое количество переизданий и дополнений… ну, и еще пара сверхпопулярных игровых серий, по большей части JRPG.

Поднимается резонный вопрос — для чего японской компании публиковать игру, созданную белорусскими разработчиками по заказу англичан? Тем более, что неяпонских игр Square Enix до этого момента не публиковала.

Так из-за чего? Неужто Order of War — это белорусская RPG? Нет, само собой разумеется. Это реалтаймовая стратегия с танками; в принципе, эта игра уже выходила в Российской Федерации называющиеся «Операция Багратион», в прошедшем сезоне, а также взяла приз «Лучшая стратегическая игра» на КРИ 2008… По заказу Wargaming.net игра была переделана до таковой степени, что начала называться совсем в противном случае, была переведена на английский и… и сейчас возможно играться не только за Рекомендации, но и за американцев.

Но отчего же все-таки издают ее японцы Square Enix? А разгадка несложна: желание и кризис японцев закрепиться на западном рынке. Глобальный экономический кризис здорово подкосил западных издателей — да и не только западных.

В 2005 Square Enix приобрела остатки Taito Corporation, легенды восьмидесятых; в 2008 постаралась приобрести Tecmo (серии Ninja Gaiden, Dead or Alive) — но не вышло. В феврале 2009 года Square Enix неожиданно приобрела английского издателя Eidos (а это, на минуточку, Tomb Raider, Hitman и Carmageddon). Wargaming.net также, в случае если не забывайте, англичане.

Таковой вот интернационал на фоне экономического кризиса.

Две премии за Order of War — «лучшая компания-приз» и разработчик от прессы.
В начале 2010 10-го года Wargaming.net планирует самую малость отойти от стратегий и выпустить значительно более актуальную условно-бесплатную многопользовательскую игру World of Tanks. «Это не стратегия, это экшен!», говорят нам разработчики и показывают видео с танками, давящими орков. И в случае если Order of War в России будет издавать компания «Новый Диск», то World of Tanks…

Уж не «Аструм» ли? Либо Wargaming.net собственными силами обойдутся?

Что весьма интересно, премия со необычным заглавием «Лучшая игра без издателя» также досталась танкам — вернее, игре называющиеся Tanki Online.

Бесплатной и сетевой. Им же досталась и премия «Лучшая разработка» — не столько танкам, сколько компании Alternativa (она же — Alternativa Online и Alternativa Platform). Разработка, созданная «Альтернативой», разрешает создавать трехмерные игры на технологии flash — и, как следствие, запускать эти игры прямо в браузере.

Ну и напоследок: канал «Первый игровой», достаточно бодро поучаствовавший в КРИ (по крайней мере, их стенд был не через чур преисполнен уныния и печали) заявил в четверг, 21 мая, что с первого июня канал отправляет всех сотрудников в «отпуск без обеспечения» и переходит в режим «вещательной базы» (нет, мы не знаем, что означает эта идиома).

Уникальный файл

Кризис же!

>> Обсудить КРИ—2009 на форуме 

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.